Рост популярности мессенджера WatsApp
Самый популярный сейчас мессенджер WatsApp появился в 2009 году. Первая его версия плохо работала и стоила в магазине приложений один доллар. Однако создатели мессенджера очень быстро доработали программу и сделали ее бесплатной. Уже в 2014 году WhatsApp купили за девятнадцать миллиардов долларов основатели социальной сети Facebook.
Название программы произошло от очень распространенного в англоязычных странах вопроса “What’s up?” Этой фразой начинают разговор, и переводится она “Что новенького?” или “Как дела?”
Замена букв не изменила произношение, но изменила подтекст фразы. App — это сокращение слова “приложение” на английском языке.
Изначально WhatsApp разрабатывался для передачи коротких сообщений. Но технологии развиваются, и сейчас приложение умеет передавать картинки, аудиозаписи и видеоролики, поддерживать аудиозвонки и видеосвязь. Текстовый интерфейс программы переведен почти на все языки мира.
Возможность удаленного общения и бесплатной передачи информации сыграла свою роль в распространении WhatsApp. Пользователи оценили высокую скорость работы приложения и простоту навигации.
В результате уже к 2016 году был зарегистрирован первый миллиард пользователей мессенджера, они проживали почти в 200 странах мира. К 2020 году аудитория активных пользователей WhatsApp насчитывала уже два миллиарда человек по всему миру, а в России он стал самым скачиваемым приложением. Сейчас WhatsApp установлен на семь из десяти смартфонов.
Удобство мессенджера WatsApp для общения и обмена данными
Преимущества WhatsApp неоспоримы. Он совместим со всеми популярными операционными системами, предоставляет возможность совершения бесплатных аудио- и видеозвонков (нужно только быть подключенным к интернету). Если номер абонента есть в вашей записной книжке, то вам придет уведомление в случае установки абонентом приложения. Есть возможность создавать групповые чаты. Можно корректировать персональные данные по собственному усмотрению, включая установку индивидуального аватара.
Бесплатно передаются данные, документы и изображения, до ста мегабайт. В сообщениях можно использовать стикеры, смайлики и эмодзи, форматировать шрифт (жирный, зачеркнутый, курсив).
Любые мессенджеры упрощают коммуникацию между продавцом и покупателем.
Более четверти потребителей готовы сами писать в мессенджеры, чтобы узнавать подробности о нужном им продукте. Более половины потребителей готовы пользоваться мессенджерами для оперативности и экономии времени. И более трех четвертей готовы общаться с бизнес-аккаунтами с помощью мессенджеров, чтобы узнавать статус заказа и уточнить детали доставки.
Добавим еще, что пользователи WhatsApp очень активны. Восемьдесят пять процентов сообщений открываются в первые десять минут после получения. Более сорока процентов пользователей отвечают на сообщения sms-рассылок.
Удобный инструмент продвижения бизнеса
Это открывает большие возможности для автоматизации с помощью чат-ботов. К тому же WhatsApp интегрирован с рекламным кабинетом социальной сети Facebook. А это значит, что можно настроить таргетированную рекламу с переходом в чат с компанией в WhatsApp.
Многие крупные предприятия все свои диалоги с потребителями ведут с помощью WhatsApp.
Например, мессенджер помогает компании booking.com предоставлять клиентам информацию о бронировании номеров и билетов. А пассажиры такси Uber получили быстрый и надежный способ связи с водителями и представителями администрации холдинга для решения вопросов.
Для рассылок малого бизнеса создано бесплатное приложение WhatsApp Business. В нем вы можете создать профиль компании, добавить логотип, указать название, номер телефона, электронную почту, ссылку на официальный сайт и короткое описание предприятия.
Для регистрации используется мобильный номер телефона, городской использовать нельзя. И бизнес-аккаунт одной компании можно установить только на один номер.
Приложение обеспечивает защиту персональных данных аккаунта и у него есть служба технической поддержки.
Оно умеет собирать статистику рассылок. Вы можете получить информацию о том, сколько сообщений отправлено, сколько из них доставлено, сколько получено и прочитано. В последующих рассылках неактивных пользователей можно исключить из списка рассылки, повысив тем самым открываемость сообщений.
И есть небольшие функции автоматизации чатов с потребителями.
- Во-первых, это приветствие, фразы типа “Добрый день, мы онлайн”, и наоборот, уведомления, что сотрудник сейчас оффлайн.
- И во-вторых, это функция быстрых ответов — сокращений для часто задаваемых вопросов и часто отправляемых сообщений.
Например, вы создаете текст “Доставка сегодняшних заказов произойдет завтра” и привязываете к нему сокращение “Доставка”. И тогда на все сообщения с ключевым словом “доставка” придет автоматический ответ, созданный вами.
Из недостатков этого приложения можно назвать небольшой объем отправляемых сообщений и невозможность интеграции с CRM-системами.
Если компании недостаточно этого функционала, нужно устанавливать WhatsApp Business API — приложение для среднего и крупного бизнеса. Тут уже взаимоотношения между компанией и мессенджером переходят в коммерческую плоскость.
Помимо всех преимуществ бесплатного приложения, в WhatsApp Business API нет ограничений по объему рассылаемых сообщений, привязывать к бизнес-аккаунту можно как мобильный, так и городской номер, и все коммуникации можно интегрировать с CRM-системами.
Чтобы подключить расширенное приложение, предприятию нужно пройти процедуру подтверждения в компании Facebook, которая владеет мессенджером.
Критерии отбора неизвестны, Facebook их не озвучивает. Поэтому, к сожалению, нет никакой гарантии, что вы получите подтверждение.
Рассылка сообщений через WhatsApp Business API платная. Бесплатным сообщение будет только в том случае, если потребитель обратился к компании первым, и она ответила в течение суток.
Вы можете делать сообщения различного вида и дизайна.
- Можно отправлять обычные текстовые сообщения, только с информацией.
- Можно отправлять сообщения с вложенными документами, с аудиозаписями или видеоизображением.
- И конечно же, можно отправлять одинаковые сообщений нескольким пользователям, так называемые сообщения для групп. Они могут быть текстовые, мультимедийные или созданные по шаблону.
Как и многие мессенджеры, и социальные сети, WhatsApp очень щепетильно относится к рассылкам, и серьезно проверяет содержание сообщений. Ни в одном из официальных приложений WhatsApp нельзя делать рассылки с прямой рекламой и информацией о промо-акциях. За нарушение этого правила ждёт наказание — блокировка аккаунта.
Какие же тогда задачи можно решать с помощью рассылок в мессенджере WhatsApp?
- Делать информационные рассылки потребителям. Вы можете оповещать потенциальных и действующих клиентов о записи на прием, оповещать их об оплате, просроченных платежах или формировании счета. Можете также присылать им напоминание о каком-либо мероприятии, информацию о статусе заказа или о ситуации с доставкой заказа. И можете прислать ответ от технической поддержки, если ранее было зафиксировано обращение от клиента.
- Вы также сможете отправлять сообщения потребителям, если телефон вашей компании есть у них в списке контактов. Или клиент написал вам первый. Например, обратился в техническую поддержку или задал какой-то вопрос.
- И есть один нюанс. Вы можете отправлять сообщения клиентам, если они дали вам на это разрешение. Естественно, заранее никто не проверяет наличие этого согласия. Однако, если ваш аккаунт заблокируют за спам, можно предъявить это согласие в техподдержку WhatsApp, чтобы вас разблокировали.
База подписчиков WhatsApp и организации рассылки
Чтобы создать базу подписчиков WhatsApp, нужно сначала привести клиентов к себе в мессенджер. Для этого на сайте компании обычно устанавливают виджет с логотипом приложения, все наверняка такой видели не раз. При нажатии на него, клиент переходит в чат с компанией и первым пишет сообщение. Тогда компания может ему беспрепятственно отвечать. Второй способ сбора базы — таргетированная реклама, с включением ссылки на WhatsApp-аккаунт компании.
Рассылки сообщений по WhatsApp больше всего подходят крупным компаниям, с большой клиентской базой. Такие предприятия обычно имеют потребность каждый день рассылать множество информационных сообщений.
Делать рассылку в WhatsApp можно двумя способами: вручную и с помощью приложения WhatsApp Business API. Напомним, что способ рассылки вручную имеет ограниченный функционал и подходит только небольшим частным компаниям. Крупные же компании, прошедшие подтверждение, используют WhatsApp Business API.
Конечно, существуют и различные нелегальные “серые” способы отправления рассылок. Помните, что используя сомнительные сервисы, вы рискуете тем, что WhatsApp заблокирует ваш аккаунт навсегда и без возможности восстановления. Это может случиться, если хотя бы двадцать пользователей отметят вашу рассылку, как спам.
Закжите услугу рассылки у профессионалов
Если вы не уверены, что Facebook подключит вашу компанию к приложению, но хотите рассылать через него сообщения, вы можете обратиться в специализированные агентства. С их помощью вы сможете подключить официальные рассылки. Как правило, такие агентства предоставляет небольшой бесплатный тестовый период, в течение которого можно понять, подходит ли функционал приложения для задач вашей компании.
И хотя по правилам вы не можете рассылать в WhatsApp промо-сообщения и рекламу, тем не менее, этот мессенджер можно отлично использовать, как канал продаж. Процесс выглядит так.
Так как WhatsApp принадлежит корпорации Facebook, то сначала запускается таргетированная реклама в социальной сети. Она ведет потребителя в WhatsApp-чат с компанией. Человек увидел объявление, нажал на кнопку и попал в мессенджер, сразу в чат. Там его уже ждет приветственное сообщение. Обязательно подготовьте такое сообщение сами, чтобы потребителю не нужно было напрягаться и печатать свое. Это в несколько раз увеличивает вероятность того, что клиент его отправит, а не закроет чат.
Такой способ особенно хорошо работает при продаже сложных или нестандартных товаров и услуг.